История Ивана: уйти на пенсию и начать новую жизнь в сфере искусственного интеллекта

«В предыдущей жизни я был доцентом Томского Государственного Университета, по образованию физик»

Я из города Томск, мне уже 78 лет. В предыдущей жизни я был доцентом Томского Государственного Университета, по образованию физик. Стаж у меня 50 лет, не считая учебы в университете и аспирантуры. В 75 лет я ушел на пенсию.

«Программирование тогда нам не читали, приходилось самому что-то искать»

В силу своего достаточно почтенного возраста программирование мне тогда еще никто не читал, приходилось самому что-то искать. Для научных и физических статей я программировал сам. Тогда был такой Алгол, потом Фортран, ну и потом еще многие вещи я считал, как ни странно, на Экселе, и использовал другие матпакеты. Параллельно мне приходилось преподавать в школе, и вот, до сих пор, я уже, наверное, лет 15 продолжаю преподавать в летней физико-математической школе при Томском Университете.

«Я несколько недооценил свои возможности, так как программирование сейчас уже не такое примитивное как было в мое время»

Абсолютно определенный ответ, почему я решил погрузиться в изучение искусственного интеллекта вряд ли возможен. Программирование меня всегда в некоторой степени прельщало. Правда, я несколько недооценил свои возможности, так как программирование сейчас уже не такое примитивное как было в мое время. У меня упор был на вычислительную математику, решение систем дифференциальных уравнений, вычисление специальных функций, интегрирование особых вещей. В Университете же, с чем я столкнулся — это, прежде всего, развитая логика. Программирование стало совсем другим. Я узнал об Университете искусственного интеллекта в интернете, он, так скажем, был на слуху, и с любопытством начал свое обучение нейронным сетям.

«До этого я чуть-чуть занимался Питоном и здесь, конечно, процесс пошел быстрее»

Вот еще какая особенность, я до этого чуть-чуть занимался Питоном и здесь, конечно, процесс пошел быстрее. Первую часть, где было знакомство с Питоном, я прошел достаточно быстро и просто. Не понаслышке знаю, что преподавание штука непростая, я им занимаюсь более 50 лет, даже лет 55. В аспирантуре вел занятия у студентов, дальше вел 4 года и у школьников в физмат классе. Поэтому скажу так, что качество материала мне нравится. Очень помогает в обучении, что уроки в УИИ сопровождаются методическими материалами в текстовом формате, да еще и сама лекция записана и транслируется через ютуб. Также очень хороши блокноты Colab. Сами знаете, что самое главное — это желание. Если у вас есть интерес, то и дело пойдет в гору. При условии, что вы более-менее знаете школьную математику, вам будет несложно.

«Почему я решил пройти стажировку»

Ну, во-первых, мне несколько раз приходил в голову этот план, но я почти на 2 года выпал из обоймы, где-то в конце 2021 года. Был ряд объективных причин, что-то я расслабился. В этом плане (показывает на голову) все нормально работает, вряд ли произвожу впечатление старика, но по определению ВОЗ, 75 лет — это уже старческий возраст. Понимаете, просто для меня важно завершить дело до конца, да и я могу оказаться где-нибудь полезным с новыми навыками, все-таки достаточно большой опыт за плечами. Поэтому я и решил закрепить свои знания практикой в реальном проекте.

«Мне присуще природное любопытство, которое не исчезает с возрастом»

Дело в том, что мне присуще природное любопытство, которое не исчезает с возрастом. Мне интересно всё и это отчасти мешает жить, но как сказал Гёте: «Если хочешь в чем-то достичь успеха, нужно во всем другом себя ограничить». К сожалению, нельзя объять необъятное, потому что программирование, в той или иной степени, это достаточно трудоемкая и объемная вещь. Я не говорю, что очень сложная, но нужно держать в голове массу вещей, тот же синтаксис и тому подобное. Кроме того, это та область, которая постоянно меняется. Программные продукты сегодня одни, а завтра появляются другие, меняются целиком, от этого никуда не уйдешь. Зато всегда есть возможность двигаться вперед и развиваться, а для меня это важно.

«Что мною движет, так это синдром незаконченного дела, он меня и заставляет идти вперед»

Продолжайте быть любопытными и грамотно планируйте свое время. Своим студентам я всегда говорил, чтобы за 4−5 лет обучения они двигались не только в сторону прогресса в образовании, но и не забывали следить за своим здоровьем, потому что при плохом здоровье вы мало продвинетесь, это серьезный тормоз в обучении и жизни. Нужно научиться сосредотачиваться на предмете, отбрасывать все лишнее и не забывать уделять внимание здоровью. Заниматься спортом, например. Я не курю и практически не пью, силы в рюмке не ищу. Что мною движет, так это синдром незаконченного дела, он меня и заставляет идти вперед.